24 February 2003 to 1 March 2003
Asia/Yekaterinburg timezone

Решение

Решение

13-й Зимней школы по механике сплошных сред

(Россия, Пермь, 24-28 февраля 2003 года)

13-я Зимняя школа по механике сплошных сред проводилась Институтом механики сплошных сред УрО РАН (в соответствии с решением Президиума УрО РАН) совместно с Российским Национальным комитетом по теоретической и прикладной механике, Научным советом РАН по механике деформируемого твердого тела при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.

В рамках 13-ой школы состоялась школа молодых ученых по механике сплошных сред, организованная ИМСС совместно с Научно-образовательным центром "Неравновесные переходы в сплошных средах" при финансовой поддержке Американского фонда гражданских исследований и развития (CRDF), что обеспечило более широкое участие научной молодежи - половина участников (около 130 человек) имели возраст до 33 лет.

В работе школ участвовало 242 человека, в том числе 1 академик, 1 член-корреспондент РАН, 42 доктора и 76 кандидатов наук, 73 аспиранта и студента.

95 иногородних участников прибыло из 29 городов России от Санкт-Петербурга до Хабаровска. Наибольшее представительство имели Пермь, Екатеринбург, Москва, Уфа, Томск, Казань.

Участники представляли 57 организаций, их них 11 институтов РАН, 27 вузов.

Тематика школ отразила широкий спектр направлений в механике сплошных сред. Представлено 243 доклада. В их числе - 8 пленарных лекций и 161 устный доклад.

Рассмотрены следующие актуальные вопросы механики сплошных сред:

  • пластичность и разрушение; микро - и мезомеханика;
  • конечные деформации;
  • композиционные и полимерные материалы;
  • динамика нелинейных систем;
  • акустические и волновые процессы в неоднородных средах;
  • микроструктура магнитных жидкостей и ее влияние на физические свойства и гидродинамику коллоидных растворов;
  • конвекция и конвективная устойчивость; вибрационная гидродинамика и гидродинамика неустойчивости; термокапиллярная конвекция; турбулентность;
  • геофизическая и магнитная гидродинамика;
  • вискозиметрия и реология ультрадисперсных (нано-) систем; квазитермическое течение жидкостей с вязкостью, немонотонно зависящей от температуры; ориентационные явления в процессе твердофазной гидроэкструзии термопластов;
  • структурные и фазовые переходы в дипольных системах и влияние этих переходов на физические и реологические свойства магнитных жидкостей;
  • вычислительные технологии в механике сплошных сред, включающие параллельные вычисления и использование пакетов программ;
  • современные материалы и технологии: изучение свойств новых материалов; оптимизацию диссипативных характеристик оболочек с пьезоэлементами, сравнительный анализ различных вариантов технологических процессов;  решение задач контактного взаимодействия в различных технологиях; экспериментальный и теоретический анализ задач несимметричной теории упругости.

По направлению "Пластичность и разрушение. Микро и мезомеханика" проведена дискуссия круглого стола.

Обсуждались также общие принципы проведения научного мероприятия в форме школы.

Участники школ отмечают хорошую организацию и интенсивность работы, актуальность пленарных и заказных докладов, тематическую преемственность заседаний, возможность широкого и глубокого обсуждения вынесенных в программу вопросов специалистами по различным направлениям механики сплошных сред.

Участники школ решили:

  1. Считать работу 13-й Зимней школы успешной, ценной для развития механики и признать целесообразным проведение очередной 14-й Зимней школы в начале 2005 года.
  2. Рекомендовать Оргкомитету Зимней школы:
  • увеличить число заказных пленарных докладов, обеспечив при этом их междисциплинарную связь;
  • исключить из практики параллельную работу по нескольким направлениям;
  • практиковать стендовые сообщения с резюме авторов на соответствующих секционных заседаниях;
  • проводить Зимнюю школу в период студенческих каникул;
  • продолжить сотрудничество с НОЦ, что позволит за счет дополнительного финансирования, как показал опыт нынешней школы, привлечь к участию большее число научной молодежи;
  • рассмотреть возможность издания избранных докладов.

P.S. Перечень докладов, сделанных на 13-й школе и школе молодых ученых, представлен на сервере ИМСС