Решение
13-й Зимней школы по механике сплошных сред
(Россия, Пермь, 24-28 февраля 2003 года)
13-я Зимняя школа по механике сплошных сред проводилась Институтом механики сплошных сред УрО РАН (в соответствии с решением Президиума УрО РАН) совместно с Российским Национальным комитетом по теоретической и прикладной механике, Научным советом РАН по механике деформируемого твердого тела при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.
В рамках 13-ой школы состоялась школа молодых ученых по механике сплошных сред, организованная ИМСС совместно с Научно-образовательным центром "Неравновесные переходы в сплошных средах" при финансовой поддержке Американского фонда гражданских исследований и развития (CRDF), что обеспечило более широкое участие научной молодежи - половина участников (около 130 человек) имели возраст до 33 лет.
В работе школ участвовало 242 человека, в том числе 1 академик, 1 член-корреспондент РАН, 42 доктора и 76 кандидатов наук, 73 аспиранта и студента.
95 иногородних участников прибыло из 29 городов России от Санкт-Петербурга до Хабаровска. Наибольшее представительство имели Пермь, Екатеринбург, Москва, Уфа, Томск, Казань.
Участники представляли 57 организаций, их них 11 институтов РАН, 27 вузов.
Тематика школ отразила широкий спектр направлений в механике сплошных сред. Представлено 243 доклада. В их числе - 8 пленарных лекций и 161 устный доклад.
Рассмотрены следующие актуальные вопросы механики сплошных сред:
- пластичность и разрушение; микро - и мезомеханика;
- конечные деформации;
- композиционные и полимерные материалы;
- динамика нелинейных систем;
- акустические и волновые процессы в неоднородных средах;
- микроструктура магнитных жидкостей и ее влияние на физические свойства и гидродинамику коллоидных растворов;
- конвекция и конвективная устойчивость; вибрационная гидродинамика и гидродинамика неустойчивости; термокапиллярная конвекция; турбулентность;
- геофизическая и магнитная гидродинамика;
- вискозиметрия и реология ультрадисперсных (нано-) систем; квазитермическое течение жидкостей с вязкостью, немонотонно зависящей от температуры; ориентационные явления в процессе твердофазной гидроэкструзии термопластов;
- структурные и фазовые переходы в дипольных системах и влияние этих переходов на физические и реологические свойства магнитных жидкостей;
- вычислительные технологии в механике сплошных сред, включающие параллельные вычисления и использование пакетов программ;
- современные материалы и технологии: изучение свойств новых материалов; оптимизацию диссипативных характеристик оболочек с пьезоэлементами, сравнительный анализ различных вариантов технологических процессов; решение задач контактного взаимодействия в различных технологиях; экспериментальный и теоретический анализ задач несимметричной теории упругости.
По направлению "Пластичность и разрушение. Микро и мезомеханика" проведена дискуссия круглого стола.
Обсуждались также общие принципы проведения научного мероприятия в форме школы.
Участники школ отмечают хорошую организацию и интенсивность работы, актуальность пленарных и заказных докладов, тематическую преемственность заседаний, возможность широкого и глубокого обсуждения вынесенных в программу вопросов специалистами по различным направлениям механики сплошных сред.
Участники школ решили:
- Считать работу 13-й Зимней школы успешной, ценной для развития механики и признать целесообразным проведение очередной 14-й Зимней школы в начале 2005 года.
- Рекомендовать Оргкомитету Зимней школы:
- увеличить число заказных пленарных докладов, обеспечив при этом их междисциплинарную связь;
- исключить из практики параллельную работу по нескольким направлениям;
- практиковать стендовые сообщения с резюме авторов на соответствующих секционных заседаниях;
- проводить Зимнюю школу в период студенческих каникул;
- продолжить сотрудничество с НОЦ, что позволит за счет дополнительного финансирования, как показал опыт нынешней школы, привлечь к участию большее число научной молодежи;
- рассмотреть возможность издания избранных докладов.
P.S. Перечень докладов, сделанных на 13-й школе и школе молодых ученых, представлен на сервере ИМСС